В этом году мне понадобилась фотокарточка для пропуска. Не знаю, как
в других городах, а у нас на периферии засняться на карточку не является
простым, обыкновенным делом.
У нас имеется одна художественная фотография. Но она помимо отдельных
граждан снимает еще группы и мероприятия. И, может быть, поэтому слишком
долго приходится ждать получения своих заказов.
Так что, являясь скорее отдельным лицом, чем группой или
мероприятием, я побеспокоился заранее и заснялся за два месяца до срока.
Когда мне подали мои фотокарточки, я удивился, как не похоже я вышел.
Передо мной был престарелый субъект совершенно неинтересной наружности.
Я сказал той, которая подала мне карточки:
- Зачем же вы так людей снимаете? Глядите, какие полосы и морщины
проходят сквозь все лицо.
Та говорит:
- Обыкновенно снято. Только надо учесть, что у нас ретушер на
бюллетене. Некому замазывать дефекты вашей нефотогеничной наружности.
Фотограф, находясь за портьерой, говорит:
- А чем он там еще, нахал, недоволен?
Я говорю:
- Неважно сняли, уважаемый. Изуродовали. Разве ж я такой?
Фотограф говорит:
- Я опереточных артистов снимаю, и то они настолько не обижаются. А
тут нашелся один такой - морщин ему много... Объектив берет слишком
резко, рельефно... Не знаете техники, а тоже суетесь быть критиком.
Я говорю:
- На что же мне рельеф на моем лице - войдите в положение. Мне бы,
говорю, просто сняться, как я есть. Чтоб было на что глядеть.
Фотограф говорит:
- Ах, ему еще глядеть нужно. Его же сняли, и он еще на это глядеть
хочет. Капризничает в такое время. Дефекты видит... Нет, я жалею, что я
вас так прилично снял. В другой раз я вас так сниму, что вы со стоном на
карточки взглянете.
Нет, я не стал с ним спорить. Неважно, думаю, какая карточка на
пропуске. И так все видят, какой я есть.
И с этими мыслями являюсь в отделение. Сержант милиции стал лепить
карточку на мой пропуск. После говорит:
- По-моему, на карточке это не вы.
- Где же, - говорю, - не я. Уверяю вас, это я. Спросите фотографа. Он
подтвердит.
Сержант говорит:
- Всякий раз фотографа спрашивать, это что и будет. Нет, я хочу на
карточке видеть данное лицо, без вызова фотографа. А тут я наблюдаю
совсем не то. Какойто больной сыпным тифом. Даже щек нет. Пойдите
переснимитесь.
- Товарищ, - говорю, - начальник, войдите в положение...
- Нет, нет, - говорит, - и слышать ничего не хочу. Переснимитесь.
Бегу в фотографию. Говорю фотографу:
- Видите, как слабо снимаете. Не наклеивают вашу продукцию.
Фотограф говорит:
- Продукция самая нормальная. Но, конечно, надо учесть, что для вас
мы не засветили полную иллюминацию. Снимали при одной лампочке. И через
это тени упали на ваше лицо, затемнили его. Однако не настолько они его
затемнили, чтоб ничего не видеть. Эвон как уши у вас прилично вышли.
- Ну хорошо, - говорю, - уши. А щеки, говорю, где? Уж щеки-то,
говорю, должны быть как принадлежность человеческого лица.
Фотограф говорит:
- Не знаю. Ваших щек мы не трогали. У нас свои есть.
- Тогда, - говорю, - где же они, мои щеки? Я, говорю, две недели
провел в доме отдыха. Четыре кило веса прибавил. А вы тут одной своей
съемкой черт знает что со мной сделали.
Фотограф говорит:
- Да что, я себе взял ваши щеки, что ли? Кажется, вам ясно говорят -
затемнение упало на них. И через это они не получились.
Я говорю:
- А как же тогда без щек?
- А, - говорит, - как хотите. Переснимать не буду. Всех переснимать -
это я премии лишусь и плана не выполню. А мне план дороже вашей
нефотогеничной наружности.
Посетители говорят мне:
- Не нервируйте фотографа. А то он еще хуже будет людей снимать.
Один из посетителей говорит мне:
- Уважаемый, бегите на рынок. Там фотограф "Пушкой" снимает.
Бегу на рынок. Нахожу фотографа. Тот говорит:
- Нет, я снимаю только со своей бумагой. Без бумаги лучше не
являйтесь ко мне, все равно снимать не буду. А с бумагой сниму. И если у вас
есть перина - тоже сниму. Ко мне тетя из Барнаула приехала - ей спать не
на чем.
Я было хотел уйти, но тут слышу, какой-то продавец меня к себе
кличет. Говорит:
- Давай подходи к моему магазину. Имею готовую продукцию.
Смотрю, у него на газете разложены всякие разные готовые фотографии.
Их штук триста.
Продавец говорит:
- Выбирай себе любую и делай с ней что хочешь. Хоть на лоб себе
наклеивай. Погоди, я тебе сам подберу. Тебе как - по размеру или по
сходству?
- По сходству, - говорю. - Только, говорю, выбирай такую, чтоб щеки
были.
Тот говорит:
- Можно и со щеками. Но только они будут дороже на пять рублей. На,
прими вот эту фотокарточку. Лучше ее не найти. И щеки есть, и нельзя
сказать, чтоб сходство начисто отсутствовало.
Я заплатил тридцать рублей за две фотокарточки и пошел в отделение.
Сержант милиции стал лепить мою карточку. После говорит:
- Так ведь это ж баба.
- Где же, - говорю, - баба. Мужчина в пиджаке.
Сержант говорит:
- Где же, к черту, мужчина, если у него на груди брошка. Через эту
брошку я и замечаю, что это баба.
Поглядел я на фотокарточку - вижу, действительно женщина.
Маркизетовая кофточка под пиджаком. Па груди брошка с пейзажем. А прическа
мужская. И щеки мои.
Сержант говорит:
- Явитесь сюда с настоящими карточками. Но если вы еще раз предъявите
мне женскую или детскую фотокарточку, то вряд ли отсюда выйдете,
поскольку у меня мелькают подозрения, что вы хотите скрыться под чужой
наружностью.
Целую неделю я провел как в тумане. Хлопотал, где бы сняться. На
восьмой день, беседуя с фотографом, я почувствовал себя худо. И тогда
они вынесли меня в сад и положили на траву, чтоб там меня овеял свежий
воздух. Придя в себя, я пошел в отделение. Положил на стол свои первые
фотокарточки без щек и сказал сержанту:
- Вот все, что я имею, товарищ начальник. И больше ничего не
предвидится.
Сержант поглядел на карточки, потом на меня и говорит:
- Вот теперь ничего себе получилось. Похожи.
Я хотел сказать, что я и не переснимался вовсе. После взглянул на
себя в зеркало - действительно, вижу, есть теперь некоторое сходство.
Получилось.
Сержант говорит:
- И хотя на карточке вы немного более облезлый, чем на самом деле,
но, говорит, я так думаю, что через год вы сравняетесь.
Я говорю:
- Я раньше сравняюсь, поскольку мне нужно еще сниматься для
проездного документа, для членского билета и для посылки фотокарточек моим
родственникам.
Тут сержант наклеил мою фотокарточку и горячо поздравил меня с
получением пропуска.
© М. Зощенко, 1943 г.